Мавлид - это восхваление Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, рассказ о его пресветлых качествах и его жизненном пути.
Мавлид желательное действие (сунна) в форме восхваления пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которое заключает в себя донесение до людей информации о Пророке, да благословит его Аллах и приветсвует. Поэтому, не обязательно читать их в стихотворной форме, но можно.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам также возвеличивал день своего рождения, выражая в нем благодарность Всевышнему Аллаху за Его величайшее благо, которым Он одарил Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за то, что Он оказал ему милость – создал его и даровал ему мирскую жизнь, ведь благодаря рождению Пророка (мир ему и благословение Аллаха) все сущее возрадовалось и обрело счастье. Это возвеличивание Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выражал соблюдением поста, как об этом говорится и в следующем хадисе, переданном Муслимом от Абу Катады:
في الحديث عن أبي قتادة : أن رسول الله صلّى الله عليه وسلّم سُئل عن صيام يوم الاثنين، فقال : فيه وُلدتُ وفيه أُنزل عليَّ . (رواه الإمام مسلم في الصحيح في كتاب الصيام)
Когда у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в понедельник, он ответил: «В этот день я родился, и в нем мне было ниспослано Откровение». В этих словах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заключен смысл, что день, в котором он родился, то есть понедельник, можно отмечать, но методы его празднования бывают разные. Они указывают на правомерность его празднования, независимо от того, отмечается он соблюдением поста или угощением людей пищей, их сбором для вспоминания или благословения Пророка (мир ему и благословение Аллаха), или слушанием повествований о его прекраснейших нравственных качествах, совершенствах и достоинствах и т.п.
Выражение радости по случаю рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) требуемо, согласно следующим словам Всевышнего Аллаха:
قُلْ بِفَضْلِ اللَّهِ وَبِرَحْمَتِهِ فَبِذَلِكَ فَلْيَفْرَحُواْ (يونس: 58)
Смысл: «Пусть они выражают радость в честь благости и милости Всевышнего Аллаха вам» (сура 10 «Юнус», аят 58). Всевышний Аллах повелел нам радоваться милости, а Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – наибольшая милость, ибо Создатель сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلاَّ رَحْمَةً لِّلْعَالَمِينَ (الأنبياء،107)
Смысл: «Мы послали тебя лишь только как милость для всех миров» (сура 21 «Аль-Анбияъ», аят 107).
Далее приведем цитаты некоторых ученых :
■Сказал шафиитский факих, имам Абу Шама аль-Макъдиси (599-665 х/1202-1267 м) в книге о бидъатах «Аль-Баъис аля Инкариль Бидаъи валь Хавадис»:
ومن احسن ما ابتدع في زماننا ما يفعل كل عام في اليوم الموافق لمولده صلى الله عليه وآله وسلم من الصدقات، والمعروف، وإظهار الزينة والسرور, فإن ذلك مشعر بمحبته صلى الله عليه وآله وسلم وتعظيمه في قلب فاعل ذلك وشكرا لله تعالى على ما من به من إيجاد رسوله الذي أرسله رحمة للعالمين
«Одно из самых прекрасных, наилучших нововведений нашего времени – это то, что совершается каждый год в день рождения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): это раздача милостыни, проявление добра, красоты и радости. Воистину, это не только благодеяние в отношении нуждающихся – это проявление любви к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), это благодарность Аллаху за то, что Он оказал Свою милость тем, что создал Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которого послал, как милость для миров».
Абу Шама, «Аль-Ба'ис аля Инкариль Бида'и валь Хавадис», стр. 23
■Сказал великий мухаддис, хафиз Зайнуддин аль-Иракъи (725-808 х/1325-1404 м):
إن اتخاذ الوليمة وإطعام الطعام مستحب في كل وقت فكيف إذا انضم إلى ذلك الفرح والسرور بظهور نور النبي صلى الله عليه وآله وسلم في هذا الشهر الشريف ولا يلزم من كونه بدعة كونه مكروها فكم من بدعة مستحبة بل قد تكون واجبة
«Проведение банкетов, угощение пищей является желательным в любое время. А как же будет, если к этому еще прибавить проявление радости рождению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этот благословенный месяц? То, что это относится к нововведениям, еще не говорит о том, что оно является нежелательным, ведь сколько нововведений имеют статус желательного (мустахаб), и даже обязательного (ваджиб)»
аз-Заркани, «Шарх мавахиб аль-лядуния»
■ Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) из шафиитов говорит:
أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها فمن تحرى في عملها المحاسن وجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشورا فسألهم فقالوا هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى فيستفاد منه الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم وعلى هذا فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من التلاوة والإطعام وإنشاد شيء من المدائح النبوية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة.
«Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трех столетиях, но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается.
Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, мир ему. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражения благодарности Аллаху за то, что с кем-то бывает в определенный день, как получение благодати или отвода беды, и это повторяется в этот день каждый год.
Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка, Пророка милости в этот день. Согласно этому нам следует ограничиться над тем, что понимается под выражением благодарности Аллаху, это как чтение Корана, угощение пищей, и чтение чего-либо прославляющее Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые склоняют сердца к совершению добра и деяний ахирата.
■ Имам, Хафиз Шихабуддин аль-Касталяни аш-Шафии (851-923 х/1448-1517 м), автор известного шарха к «Сахих» аль-Бухари, сказал:
ولازال أهل الاسلام يحتفلون بشهر مولده عليه السلام ، ويعملون الولائم ، ويتصدقون في لياليه بأنواع الصدقات ، ويظهرون السرر ويزيدون في المبرّات ويعتنون بقراءة مولده الكريم ، ويظهر عليهم من بركاته كلّ فضل عميم
فرحم الله امرءا اتخذ ليالي شهر مولده المبارك أعيادا، ليكون أشد علة على من في قلبه مرض وإعياء داء
«Мусульмане не переставали проводить мавлид Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и устраивать банкеты, раздавать разного рода милостыни в эти ночи. Они выражали радость и прибавляли в это время совершение хороших деяний, а так же уделяли большое внимание чтению мавлида. На них нисходила благодать мавлида...
Да смилуется Аллах над тем человеком, который превратил ночи месяца его рождения в праздники, чтобы это было самой сильной болью для тех, у кого в сердцах есть неизлечимая болезнь».
Аль-К'асталяни, «аль-Мавах'ибу лядуниййа», 1/148
■ Сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м):
والحاصل أن البدعة الحسنة متفق على ندبها وعمل المولد واجتماع الناس له كذلك أي بدعة حسنة
«Поистине благое новшество это то, на чем согласились все о его желательности, и совершение мавлида, собрание людей для него тоже из него, т.е. из благого новшества»
Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Ниъматуль Кубра». Также это передается в книге «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 202.
Некоторые ученые не считают чтение мавлида новшеством, потому что этому есть явное доказательство в хадисах, как уже упамянулось выше от Ибн Хаджар аль-Аскаляни.
А другие считают благим новшеством, как сказал Ибн Хаджар аль-Хайтами ас-Суюти.
Насчет деления новшеств на благие и порицаемые сказали многие ученые.
В качестве примера приведем слова некоторых из них :
■ Великий ученый Ислама Имам Аш-Шафи‘ий так высказался относительно нововведений:
«Новшества делятся на два вида:- вводящие в заблуждение – они противоречат Кур`ану, Сунне, `Иджма‘ (единогласию теологов Ислама) и достоверным рассказам; – благие нововедения – они не противоречат Кур`ану, Сунне или `Иджма‘; такие новшества не ведут к отклонению от правильного пути,они не порицаются».Это высказывание передал Имам Аль-Байhакый с указанием `иснадов (цепочек передач) в своей книге «Манакиб Аш-Шафи‘ий» («Деятельность Шафи‘ий»).
■ ■ Джалалуддина Ас Суйути (849-911 х/ 1445-1505 м) где он передал от Имама Шафии:
قد ثبَت في صحيحِ البخاري عن عمرَ أنه قال في التَّراويح: « نعْمتِ البدعةُ هذه, والتي يَنامون عنها أفضلُ... », فسمَّاها بدعةً, يعني بدعة حسنة. وذلك صريحٌ في أنها لم تكنْ في عهْدِ رسولِ اللهِ صلى الله عليه وسلم . وقد نصَّ على ذلك الإمامُ الشافعي وصرَّح به جماعاتٌ مِن الأئمةِ, منهم الشيخُ عزُّ الدينِ بنِ عبدِ السلامِ, حيث قسَّم البدعةَ إلى خمسةِ أقسامٍ, وقال: ومثالُ المندوبةِ صلاةُ التراويحِ, ونقَله عنه النوويُ في « تهذيبِ الأسماءِ واللغاتِ »، ثم قال : وروى البيهقي بإسناده في « مَناقبِ الشافعي » قال : المحدَثاتُ في الأمورِ ضَربان، أحدُهما: ما أُحدث مما خالفَ كتاباً أو سنة أو أثراً أو إجماعاً, فهذه البدعةُ الضلالةُ, والثاني: ما أُحدث مِن الخيرِ, وهذه محدثةٌ غيرُ مذمومةٍ, وقد قال عمرُ في قيامِ شهْرِ رمضانَ : نعْمتِ البدعةُ هذه, يعني أنها مُحدَثةٌ لم تكن, هذا آخرُ كلامِ الشافعي
«В «Сахихуль Бухари» есть слова Умара которые он сказал про таравих: «Какое это хорошее бидъа. Группа которая прочитает его в конце ночи…»
И Умар назвал это бидъой, то есть хорошей бидъа. Это открыто указывает на то, что этот намаз не был во времена Посланника Аллаха, салля Ллаху аляйхи ва саллям.
Указал на это Имам Шафии и открыто высказались об этом группа из имамов. Шейх Иззуддин бин Абдис Салям является одним из них, так как он разделил бидъа на пять частей (в книге «Къаваидуль Ахкам») и сказал: «Пример для бидъата, который является мандубом/одобряемым, это намаз таравиха».
Передал это от него Навави в «Тахзибуль Асма валь Люгъат» и после этого сказал: Передал Байхакъи с иснадом в «Манакъибуш Шафии»:
«Новшества из дел бывают двух видов:
1. То, что выдумано вопреки/напротив Курану и Сунне или асару (переданное от сахабов) или иджмаъ. Такое нововведение/бидъа является заблуждением.
2. То, что выдумано из числа благих вещей. Это не порицаемое нововведение/бидъа.
Сказал Умар о таравихе: «Какое это хорошее бидъа». То есть: Это новшество, которое не было». Это конец слов Шафии».
Источник: Джалалуддин Ас Суйути: Аль Масабих фи Салятит Таравих: 22-27
■ Говорит шейх имам, чье имамство, величие, овладение различными науками, достоинство общепризнано, Иззуддин Абу Мухаммад Абдуль-Азиз бин Абдуссалам (577 - 660 х), да помилует его Аллах и да будет Он доволен им:
البدعة فعل ما لم يعهد في عصر رسول الله صلى الله عليه وسلم وهي منقسمة إلى:
بدعة واجبة، وبدعة محرمة، وبدعة مندوبة، وبدعة مكروهة، وبدعة مباحة، والطريق في معرفة ذلك أن تعرض البدعة على قواعد الشريعة: فإن دخلت في قواعد الإيجاب فهي واجبة، وإن دخلت في قواعد التحريم فهي محرمة، وإن دخلت في قواعد المندوب فهي مندوبة، وإن دخلت في قواعد المباح فهي مباحة. وللبدع الواجبة أمثلة:
أحدها: الاشتغال بعلم النحو الذي يفهم به كلام الله وكلام رسوله صلى الله عليه وسلم وذلك واجب لأن حفظ الشريعة واجب ولا يتأتى حفظها إلا بمعرفة ذلك، ومالا يتم الواجب إلا به فهو واجب.
المثال الثاني: حفظ غريب الكتاب والسنة من اللغة.
المثال الثالث: تدوين أصول الفقه.
المثال الرابع: الكلام في الجرح والتعديل لتمييز الصحيح من السقيم.
وقد دلت قواعد الشريعة على أن حفظ الشريعة فرض كفاية فيما زاد على القدر المتعين، ولا يتأتى حفظ الشريعة إلا بما ذكرناه.
وللبدع المحرمة أمثلة: منها مذهب القدرية، ومنها مذهب الجبرية، ومنها مذهب المرجئة، ومنها مذهب المجسمة. والردُّ على هؤلاء من البدع الواجبة.
وللبدع المندوبة أمثلة: منها: إحداث الرُّبُط والمدارس وبناء القناطر، ومنها كل إحسان لم يعهد في العصر الأول، ومنها صلاة التراويح، ومنها الكلام في دقائق التصوف، ومنها الكلام في الجدل في جمع المحافل للاستدلال في المسائل إذا قصد بذلك وجه الله سبحانه.
وللبدع المكروهة أمثلة: منها زخرفة المساجد، ومنها تزويق المصاحف، وأما تلحين القرآن بحيث تتغير ألفاظه عن الوضع العربي، فالأصح أنه من البدع المحرمة.
وللبدع المباحة أمثلة: من&a